MBTI: подробная расшифровка системы типов личности

MBTI: подробная расшифровка системы типов личности

Как использовать знания о типах личности?

Рекомендации MBTI-эксперта Елены Лустиной

В этом лонгриде разберемся с тем, что составляет основу методики, как использовать типологию в бизнесе, а также за что критикуют MBTI.

Cодержание

  1. MBTI: расшифровка системы типов личности
  2. Тест на тип личности по MBTI
  3. MBTI: интересные факты из истории подхода
  4. Критика MBTI
  5. Типы личности MBTI
  6. Как использовать типы личности в жизни?
  7. Как использовать типологию в бизнесе?
  8. Кейсы по применению MBTI
  9. Автор и контакты

MBTI: расшифровка системы типов личности

Myers-Briggs Type Indicator в дословном переводе это Индикатор Типов Майерс-Бриггс. То есть это название известного во всем мире личностного опросника.
Cогласно концепции психологических типов Майерс-Бриггс, которые выявляются с помощью опросника Myers-Briggs Type Indicator, существует 16 личностных типов MBTI.

В основе каждого типа лежит выбор одного из предпочтений по 4-м дихотомиям:
1. Шкала E—I — куда направлена энергия:
Е (Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация на внешний мир,
I (Introversion, интроверсия) — ориентация на внутренний мир.
2. Шкала S—N — восприятие информации:
S (Sensing, ощущение) — опора на факты, детали, конкретику, cтатистику,
N (iNtuition, интуиция) — ориентация на возможности, идеи, абстракцию.
3. Шкала T—F — принятие решений:
T (Thinking, мышление) — превалирует объективный анализ,
F (Feeling, чувство) — превалируют решения на основе ценностных выборов.
4. Шкала J—P — как реализуется действие:
J (Judging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (Perception, восприятие) — предпочтение действовать без плана, по обстоятельствам.

Сочетание шкал даёт обозначение одного из 16 типов MBTI, например:
Тип по MBTI — ISFJэто человек, который:
I — ориентирован на внутренний мир
S — ценит факты и конкретику
F — доверяет своим чувствам в принятии решений
J — предпочитает структурированную и запланированную жизнь

Тип по MBTI — ENTPэто человек, который:
E — подзаряжается энергией от новых событий, действий и людей
N — любит работать с идеями и абстракциями
T — оперирует логикой в принятии решений
P — предпочитает свободу и непредсказуемость

Ссылки на детальные описания по каждому из 16 типов личности вы найдете ниже в этой статье.

Тест на тип личности по MBTI

Мы часто говорим MBTI даже не задумываясь о том, что в 99.9% cлучаев говорим о тестах на тип личности, cозданных на основе методологии Майерс-Бриггс.

Тестов на тип личности на базе MBTI в Интернете огромное множество. Все они представляют собой не оригинальную, а любительскую версию известного опросника, покорившего миллионы сердец.

Рекомендация по выбору теста на тип личности
  • Используйте тот опросник, который вызывает у вас доверие.
  • Пройдите тест несколько раз и соотнесите с результатами по аналогичным тестам.
  • Протестируйте близких и знакомых, проанализируйте соответствие результатов.
  • Помните о том, что опросник в Интернете создан скорее для самопознания, требует дополнительной саморефлексии и уточнения его результатов и не подходит в качестве инструмента для профессионального тестирования. Тем не менее вы всегда можете использовать бесплатную версию онлайн-теста для своих целей.

MBTI: интересные факты из истории подхода


  • Зарождение MBTI произошло одновременно с разработкой Юнга
MBTI был создан паралельно с разработкой психологических типов, описанных Карлом Юнгом. Первые публикации Кэтрин Бриггс на эту тему относятся к концу 1920-х, книга «Психологические типы‎», написанная Юнгом, опубликована в 1921 году.

  • MBTI cоздали гуманисты
Cоздатели типологии — американки Изабель Майерс (INFP Идеалист) и Катарина Бриггс (INFJ Провидец) — это дочь и мать, настоящие гуманисты, желавшие помочь людям найти себя после войны и быть добрее и толерантнее к людям.

  • Популярным MBTI сделали маркетологи
Инструмент, разработанный двумя фанатами и непрофессионалами в психологии, мог бы кануть в лету. Но права на него были выкуплены известным издателем психологических тестов, над продвижением, доработкой и развитием системы стали работать профессиональные методисты, менеджеры, исследователи, пиарщики, маркетологи и т.д., что привело к взрывному росту популярности и сделало MBTI самым популярным инструментом оценки личности. Cледует отметить, что плохому продукту хороший маркетинг пойдет только во вред, а следовательно сам продукт удалось сделать достаточно хорошим и востребованным.

  • Cтраны бывшего СНГ существенно отстают в применении MBTI по сравнению с мировой практикой
Население США — 333 млн человек. На сайт с самым известным аналогом опросника MBTI 16 personalities ежемесячно заходит более 20 млн человек. Только за 1 год эта цифра перекрывает половину населения соединенных штатов.

В России, с примерным населением в 44 млн запросы на определение своего типа личности не превышают 6 млн человек в год. Проведите опрос среди 10 своих друзей и узнайте знают ли они свой тип личности и вы услышите закономерный вопрос: "А что это такое?" Поле для ликбеза в странах СНГ все также велико.

Критика MBTI

Чаще всего MBTI обвиняют в недостаточной научной обоснованности, а именно не современном взгляде на подход к оценке личности. В то время, как весь мир (и автор этой статьи в том числе), является сторонником психометрического подхода к личности, MBTI остается опросником, сконструированном в парадигме типологического подхода.

Создатели MBTI сознательно упростили подход к оценке личностных черт, предложив модель или/или, которая дает нам возможность получить психотип.
  • В типологическом подходе; вы или интроверт или экстраверт, отсюда и название Индикатор типов. Шкалы в MBTI указывают не на выраженность экстраверсии/интроверсии, а на принадлежность к одной из двух полярностей.
  • В психометрическом подходе; вам присущ определенный % экстраверсии/интроверсии.

Выделение типов является простым для восприятия респондентом. Человек, отвечавший искренне, и получивший рекомендации по своему психотипу, находит их безусловно полезными и запоминает эту информацию.

Запоминать свой шкальный профиль с баллами, как это устроено в классических тестах, созданных по законам психометрии, как минимум, не удобно, как максимум, не позволяет дать человеку информации относительно портретов других людей и как с ними общаться.

Типологический подход побеждает с точки зрения практического применения. Психометрический с точки зрения валидности измерения и научной обоснованности.

Поэтому любят MBTI за практичность и полезность рекомендаций. Критикуют за несовременный подход к оценке личности.

Типы личности MBTI

Интересная особенность MBTI в том, что в силу широкой распространенности мы фактически получили новый язык для общения между людьми. Скажи мне свои 4 буквы и я пойму, что тебе важно и ценно, в чем твои сильные стороны, что от тебя ждать и насколько комфортно нам будет в отношениях.

Рекомендация по изучению типов личности
  • Универсальность 4-х буквенных кодов по MBTI дает возможность изучать информацию из разных источников и ресурсов. Читайте о своем типе личности не только на русском, но и (при возможности и желании) на английском языках, изучайте разные ресурсы: статьи, видео, книги. Все это расширит границы вашего понимания. Позволит увидеть разные нюансы и извлечь пользу от знания типа личности, в первую очередь своего, а затем уже и окружающих вас людей.
  • Подробные описания по каждому из типов вы найдете на сайте и в платных версиях.

Как использовать типы личности в жизни?

Теперь, когда мы поговорили о теории, рассмотрим самое интересное и ответим на вопросы: "Кому и зачем нужны эти типы личности?" и "Как применять типы личности в жизни?"

Приведу перечень сфер, где полезны знания психотипов:
  1. самопознание;
  2. личностный рост;
  3. карьерное развитие;
  4. профориентация;
  5. решение конфликтов;
  6. командообразование;
  7. повышение управленческой компетентности;
  8. развитие лидерства;
  9. формирование личного бренда;
  10. улучшение взаимодействия и не только.

В руководствах по типам личности даны практические рекомендации по 16 сферам жизни каждого человека, поэтому не разобраться в том, как применить знание о своем типе личности, просто не представляется возможным.

Как использовать типы личности в бизнесе?

Чаще всего о применении типологии в бизнесе задумывается руководство или HR, когда есть проблемы в коллективе.

  • Наладить взаимодействие между подразделениями
  • Помочь членам команды узнать друг друга лучше
  • Решить проблему непринятия командой нового руководителя
  • Повысить управленческую эффективность
  • Узнать свою команду лучше

Это далеко не полный перечень запросов, который мне приходилось слышать, когда Заказчик хотел тренинг по MBTI. Также заказывают оценку и обратную связь. Запрос может звучать так:

  • Дать обратную связь ценному сотруднику
  • Помочь в формировании ИПР (Индивидуального плана развития)
  • Оценить совместимость руководитель-подчиненный

Помимо развития и оценки, несмотря на рекомендации не использовать классический опросник MBTI в подборе персонала, есть опыт, когда HR-ы после прохождения ПРОФИ-курса внедряют инструмент в свою практику бережно и аккуратно. В моей практике бизнес-консультанта также есть и этот опыт.

Помогает MBTI и в проектировании карьерного пути, разработке и реализации бренд-стратегии.

Некоторые кейсы и примеры использования вы найдете в следующем разделе.

Кейсы по применению MBTI

Собрали кейсы применения типологии личности и опросника MBTI в бизнес-практике консультанта описаны в статьях. Изучите их дополнительно, если хотите получить больше информации и внедрить типологию в свою профессиональную деятельность.

Контакты

Задать свой вопрос, записаться на обучение или получить консультацию по внедрению типологии в ваш бизнес вы всегда можете, связавшись лично.

Елена Лустина
Автор проекта Код Силы®, MBTI®-практик, психолог, бизнес-тренер, HR-консультант
О типах личности пишу в Telegram и рассказываю на Ютуб