MBTI в персональном брендинге

MBTI в персональном брендинге

Как использовать знания о типе личности в построении личного бренда?

Опыт PR-эксперта Елены Старостиной

Елена Старостина
PR-ADVISER
PERSONAL BRANDING
СО-FOUNDER PR-СТУДИИ SCOUT
200+ УСПЕШНЫХ КЕЙСОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ПЕРВЫХ ЛИЦ СТАРТАПОВ, МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА
Автор бестселлера о продвижении личного бренда (2020 год)
Выпускница курса ПРОФИ по 16 типам личности (2017 год)
Личный сайт
PR-СТУДИЯ SCOUT
Известный маркетолог Джек Траут сказал: «Реклама — это психология на практике». Персональный брендинг — это формирование не просто образа специалиста или руководителя, но и образа личности в сознании людей.

Стиль управления, личные предпочтения, методы решения задач и так далее – все это, помимо опыта и компетенций, формирует профессиональный образ. У одного человека хорошо получается выступать публично на большую аудиторию, а кто-то предпочитает писать лонгриды, третий — вообще не знает, о чем писать и как себя презентовать. Одну и ту же должность в компаниях равного уровня одной отрасли занимают совершенно разные люди.

Работая уже несколько лет в агентстве по персональному бренду руководителей, я давно задумывалась об инструментах раскрытия личности в позиционировании. С одной стороны, инструмент должен раскрывать индивидуальность, с другой стороны, быть настолько простым и универсальным в описании, чтобы для создания ассоциациативного представления о персоне было достаточно иногда одного слова.

MBTI как раз оказался ответом на этот мой запрос.

Почему же MBTI? 5 аргументов «за»:

1. Простота прохождения тестирования. Всего 20 минут наедине с собой, проведенные у компьютера за чашкой кофе, и результат готов.
2. Основан на прочной теоретической базе и на эмпирических наблюдениях за поведением людей.
3. В тесте на психотип, который был выбран как метод тестирования, отражена степень выраженности шкал, что дает возможность учитывать индивидуально-специфические качества человека. (прим.ред. в настоящее время Елена использует 2 методики: на определение типа личности, а также дополнительное исследование интеллекта и мотивации).
4. MBTI помогает раскрыть личность, определить сильные cтороны и зоны развития.
5. Ни одно из агентств по персональному брендингу не применяет данный инструмент. Для меня как инноватора (INTP) это интересный вызов и задача по внедрению типологии в построение персональных брендов. Не многие агентства и специалисты применяют хоть какие-то технологии и инструменты, а те, кто применяет, берут на вооружение архетипы. На мой взгляд, слишком сложная для понимания клиентов типология, в отличие от MBTI — удобного корпоративного инструмента. Да и названия архетипов тяжело применимы для бизнеса: любовник, славный малый, ребенок и так далее. Так и вижу лицо руководителя финансового подразделения крупного строительного холдинга, которого определили как «мага» или «шута». Куда лучше – аналитик, предприниматель, полководец или учитель. К тому же у одного и того же типа есть несколько наименований.
Пример разработки бренд-стратегии для Коммуникатора ENFP
К нам в агентство обратился руководитель департамента по взаимодействию с государственными органами и общественными организациями крупной компании из FMCG c запросом на разработку бренд-стратегии. Его карьерной целью было занятие в этой же компании должности руководителя по внутренним и внешним коммуникациям, что предполагало расширение как профессиональных, так и управленческих функций. По типу MBTI он оказался дипломатом (ENFP) – человеком, способным выстраивать позитивные отношения, улаживать конфликты и уметь убеждать. К тому же он умеет хорошо держаться на публике, выступать в защиту интересов компании как внутри нее, так и за ее пределами. Его внутреннее стремление к реализации в коммуникационных сферах и областях работы как раз и нашло отражение в карьерной цели. Мы разложили индивидуальный план развития Дипломата на функционал и нашли корреляцию с предпочтениями. Также выделили сильные стороны и зоны развития, на которые стоит обратить внимание.

Когда мы обратились к его конкурентам и посмотрели, как они себя позиционируют и к какому типу относятся, то увидели существенное отличие. Это были скорее логики и рационалы, идущие напролом к цели, жесткие в высказываниях и общении. Наш же клиент для достижения цели использовал вариативность и свое умение устанавливать теплые человечные контакты. Это было его выгодное отличие, так как такой тип личности более подходил к желаемой должности.

Отталкиваясь от типа личности, мы также можем выбрать язык коммуникации. В какой тональности нам общаться, через какие каналы и форматы. Для одних людей комфортнее общаться через тексты в блогах или социальных сетях. Для других — важно выплескивать свою энергию, они будут вести прямые эфиры или выступать публично.

Для этого клиента мы предложили следовать своему пути, не стараться быть похожим на «агрессивных» коллег, а быть самим собой. Сильными каналами коммуникации для него будут те каналы, которые подразумевают активное общение с людьми: внешние публичные выступления (форумы, конференции), внутренние публичные выступления (внутренний тренер), преподавательская деятельность, интервью на ТВ и радио, встречи в экспертных сообществах, дискуссии с вовлечением коллег в социальных сетях.

Темы коммуникации также можно построить на пересечении интересов аудитории и склонностей личности. Ведь многообразие типов личности обусловливает не только многообразие стилей, мотивов, но и идей в области управления.

О чем же хорошо сможет писать и говорить Дипломат? Об идеях, ценностях, инновациях, коммуникациях, лидерстве и том, как, например, выстраивать долгосрочные отношения с партнерами по бизнесу. К этим областям нужно лишь прибавить отраслевую специфику, опыт и кейсы — и вот перед нами почти готовый контент-план.

А ведь один самых частых вопросов в продвижении персонального бренда – «о чем писать?». Например, INTP напишет о новых идеях и пофантазирует на тему будущего отрасли, а ISTJ, наоборот, о чем-то более традиционном и несущем практическую пользу «здесь и сейчас». INTJ хорошо справится с аналитической или научной статьей, а ESFP идеально вовлечет своих подписчиков в соцсетях в дружественную дискуссию на тему взаимоотношений в коллективе.