ЗАЧЕМ ТРЕНЕРУ

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ mbti?

ЗАЧЕМ ТРЕНЕРУ

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ mbti?

Когда мы задумываемся над тем, куда пойти учиться, – будь то продажи, переговоры, навыки влияния, построение личного бренда, – мы начинаем думать, в первую очередь, не о том, что мы будем изучать, а о том, Кто будет нас учить.
Что представляет собой человек, у которого мы предполагаем учиться: каков его практический опыт и экспертность в теме, умеет ли он объяснить материал доступным и понятным языком, каков стиль его работы? Он структурный и методичный или, наоборот, активный и вдохновляющий? Насколько именно мне будет комфортно учиться у этого тренера? Ответы на эти вопросы, скорее всего, повлияют на то, выберем ли мы этого тренера или нет.
В этой статье я хочу рассказать бизнес-тренерам о том, как повысить личное влияние в управлении группой и отдачу от проводимого обучения за счет использования типологии личности
Сферы применения MBTI®
Коротко о том, что такое типология личности. Подход, основанный на работах Майерс и Бриггс – самая популярная типология личности в мире. Методика зародилась в Америке более 70 лет назад. За годы своего существования система классификации типов личности проникла во все сферы бизнес-обучения, поскольку дает понимание того, чем сотрудники, работающие в компании, отличаются друг от друга, как им эффективно коммуницировать, работать в команде, договариваться между собой и т.д. Можно отнести типологию к инструментам развития социального интеллекта, поскольку ее основное назначение – это улучшение взаимодействие между людьми.
1. В чем моя «фишка»? Психотип тренера
В жизни многое начинается с того, кем мы являемся. И тренерский стиль – не исключение. Взгляните на себя и коллег, узнаете ли вы в предложенных описаниях, кто к какому типу относится?
  • Есть тренеры-«зажигалки», или «Вдохновители». Вы наверняка, часто встречаете таких. Их отличительные черты: любят вести группу интуитивно, находясь «в потоке», хорошо чувствуют настроения и эмоции участников, вдохновляют и заряжают энергией других. Участники любят таких тренеров за то, что с ними весело и хорошо.
  • Есть тренеры-«практики», или «Инструкторы». Их отличительные черты: структурность, методичность, последовательность, конкретика, акцент на реальный опыт, они любят четкие схемы, алгоритмы. Их группы не настолько эмоциональны и динамичны, как у «Вдохновителей», зато в них очень много практических приемов и отработки навыка, за что их и любят участники.
  • И еще один личностный тип – «Интеллектуал». Его отличительные особенности – это ум и эрудиция, подкованность и умение вычленять из своей памяти большое количество доводов и фактов. Его подход в первую очередь безупречно логичен и строен. Участники любят таких тренеров за то, что с ними интересно и познавательно.
Каждый из описанных стилей базируется на природных личностных особенностях: в терминах типологии личности первый тренер с высокой вероятностью ENFP (или Журналист), второй – ESTJ (или Администратор), третий – INTP (или Аналитик). Типология MBTI не скажет вам о том, что человек с каким-то психотипом не может учить других. Просто люди разных психотипов будут делать это по-разному. Узнать, как воспринимают вас участники, в чем ваша «фишка» и как это связано с личностным типом, довольно полезно для повышения личной осознанности.

2. Кто в группе? Психотипы участников
Второй пункт – это настройка на типы участников. Точно так же, как тренер обладает определённым психотипом, участникам группы в свою очередь присущи свои личностные особенности. И это можно научиться видеть.

Бывают группы достаточно однородные, бывают «разношерстные». К примеру, вам досталась группа тренеров или психологов. Зачастую это психотип NF– эмоциональные, отзывчивые, эмпатичные, с ними комфортно и приятно, cреда абсолютно не агрессивна. На очереди руководители? Будьте готовы к стилю-SJ– деловому, практичному, без воды, только так готовы воспринимать информацию представители данных типов личности.
У вас «выпал» участник из обсуждения? Быть может, он «отличается» от своих коллег, ему некомфортно, он не может «включиться» в происходящее? «Настройтесь» на психотип участника, проявите внимание, скажите нужные слова поддержки на «его» языке. Как тренеру вам предстоит узнать, как общаться с представителями разных психотипов и варьировать стили в зависимости от человека. Это несложно! Этому можно научиться.

3. Применяем основы типологии. Управление отношениями
Итак, что же любят представители разных типов личности?

Если это экстраверты, то это групповые дискуссии, обсуждения. Если интроверты, то им комфортно работать в мини-группах, в «двойках», в «тройках», где можно спокойно высказать свое мнение. Чередуйте формы обсуждений для комфорта одних и других. Примите во внимание то, что экстраверты скорее захватывают «лидерскую» роль, готовы взять слово быстро и в целом любят быть в центре внимания и высказываться по теме (или безJ). Правило «стоп», тайминг высказываний, очередность – все это способы «регуляции» участников данного типа. Интровертов, наоборот. скорее нужно поддерживать и вовлекать в процесс, обращаться к ним лично cпросьбой высказать свое мнение (лучше в конце дебатов, когда экстраверты уже высказались, а интроверты сформулировали и продумали свою позицию), давать время на подготовку к заданиям и не перегружать в перерыв.

Когда речь идет о людях сенсорного и интуитивного типов, здесь первостепенную роль играет способ донесения информации. Сенсорики очень любит конкретную, практическую, полезную, прикладную информацию, поэтому очень хорошо использовать презентации, диаграммы, графики, сводки, примеры из опыта, конкретные пошаговые алгоритмы действий, когда вы доносите информацию до людей данного типа и до всей группы в целом. Интуиты любят выстраивать образы в подсознании, мыслить ассоциациями, поэтому здесь «на ура» пойдут использование метафор, рассказывание историй (cторителлинг), игры и упражнения, стимулирующие творческую деятельность. И, соответственно, тренеру очень важно, если вы интуит, не терять из виду потребности сенсориков. И наоборот, если вы сенсорик, то развивать в себе возможности воздействия на противоположный тип людей.

Чувствующие и логические. Здесь тоже тренеру важно проявить свою сноровку для того, чтобы достучаться до одних и других. Для чувствующих типов очень важна атмосфера, которая царит в группе, комфортная, приятная, способствующая раскрытию и обмену знаниями, хорошему усвоению материала. Логикам важно, чтобы характер поступаемой к ним информации был структурирован, обоснован, чтобы вы могли его убедить, чтобы они увидели системность подачи материала, чтобы вы могли привести даже конкретные доводы, доказательства по любому из озвученных вами вопросов. То есть очень важна такая «структурная логика», выстроенность всего обучения.

И наконец, последний пункт – это рационалы и иррационалы. Есть люди, которым очень важно соблюдение тайминга, чёткости, структурированности, опять же, последовательности изложения материала. И если тренер сам нарушает распорядок, опаздывает, не может собрать группу с перерыва и так далее, эти участники обращают на это внимание и могут ставить «неуд» по поведению такому тренеру. И есть люди, которые находится в «потоке», они очень мягко относятся к задержке начала, плавно «перетекают» из перерыва в режим обучения. Такие участники легко прощают какие-то недочеты, связанные со временем, потому что с радостью привносят новую информацию в свою копилку знаний.
Итак, если резюмировать, то существует, как минимум, три пункта из сферы типологии, знание которых поможет тренеру быть осознанным в управлении собой и группой:
  • знание своего личностного стиля;
  • маркирование участников;
  • использование разных методов и подходов в обучении под разные типы участников.
Автор
Елена Лустина
Автор проекта Код Силы, INFP Идеалист,
MBTI®-практик, психолог, бизнес-тренер
Подпишитесь в Telegram