Итак, что же любят представители разных типов личности?
Если это экстраверты, то это групповые дискуссии, обсуждения. Если интроверты, то им комфортно работать в мини-группах, в «двойках», в «тройках», где можно спокойно высказать свое мнение. Чередуйте формы обсуждений для комфорта одних и других. Примите во внимание то, что экстраверты скорее захватывают «лидерскую» роль, готовы взять слово быстро и в целом любят быть в центре внимания и высказываться по теме (или безJ). Правило «стоп», тайминг высказываний, очередность – все это способы «регуляции» участников данного типа. Интровертов, наоборот. скорее нужно поддерживать и вовлекать в процесс, обращаться к ним лично cпросьбой высказать свое мнение (лучше в конце дебатов, когда экстраверты уже высказались, а интроверты сформулировали и продумали свою позицию), давать время на подготовку к заданиям и не перегружать в перерыв.
Когда речь идет о людях сенсорного и интуитивного типов, здесь первостепенную роль играет способ донесения информации. Сенсорики очень любит конкретную, практическую, полезную, прикладную информацию, поэтому очень хорошо использовать презентации, диаграммы, графики, сводки, примеры из опыта, конкретные пошаговые алгоритмы действий, когда вы доносите информацию до людей данного типа и до всей группы в целом. Интуиты любят выстраивать образы в подсознании, мыслить ассоциациями, поэтому здесь «на ура» пойдут использование метафор, рассказывание историй (cторителлинг), игры и упражнения, стимулирующие творческую деятельность. И, соответственно, тренеру очень важно, если вы интуит, не терять из виду потребности сенсориков. И наоборот, если вы сенсорик, то развивать в себе возможности воздействия на противоположный тип людей.
Чувствующие и логические. Здесь тоже тренеру важно проявить свою сноровку для того, чтобы достучаться до одних и других. Для чувствующих типов очень важна атмосфера, которая царит в группе, комфортная, приятная, способствующая раскрытию и обмену знаниями, хорошему усвоению материала. Логикам важно, чтобы характер поступаемой к ним информации был структурирован, обоснован, чтобы вы могли его убедить, чтобы они увидели системность подачи материала, чтобы вы могли привести даже конкретные доводы, доказательства по любому из озвученных вами вопросов. То есть очень важна такая «структурная логика», выстроенность всего обучения.
И наконец, последний пункт – это рационалы и иррационалы. Есть люди, которым очень важно соблюдение тайминга, чёткости, структурированности, опять же, последовательности изложения материала. И если тренер сам нарушает распорядок, опаздывает, не может собрать группу с перерыва и так далее, эти участники обращают на это внимание и могут ставить «неуд» по поведению такому тренеру. И есть люди, которые находится в «потоке», они очень мягко относятся к задержке начала, плавно «перетекают» из перерыва в режим обучения. Такие участники легко прощают какие-то недочеты, связанные со временем, потому что с радостью привносят новую информацию в свою копилку знаний.