Александр Игнатьев
Сейчас я коммерческий директор российской IT-компании. У меня 15 лет опыта в продажах и развитии ключевых клиентов, на разных ролях.
С типологией MBTI познакомился на двухдневном тренинге, когда работал в компании Heineken. HR-отдел пригласил одного из топовых тренеров. Был интенсив на два дня.
Что меня привлекло? Возможность через когнитивный подход понять эмоциональный интеллект и лучше считывать других людей. Я по базе — логик: мне сложно опираться на «чувствую», зато отлично заходит структурированная, логичная информация.
Практическая ценность для руководителя в том, что понимаешь, кто перед тобой, что человека мотивирует, и подбираешь язык и инструменты мотивации максимально эффективно. Это как взять компас и выбрать направление, а не идти вслепую.
Из практики. Недавно я вышел в новую компанию на роль топ-менеджера. Предупредили: команда сложная, каждый по отдельности сильный, но вместе не ладят; с каждым нужно находить свой подход. MBTI помог за первые две недели понять, что за люди передо мной, и выстроить взаимодействие на понятном им языке: с кем-то — чётко, по фактам и с деталями; с кем-то — про большие цели и видение; кого-то нужно было просто поддержать, быть внимательнее в коммуникации, меньше использовать уменьшительно-ласкательные формы и больше фокусироваться на человеческой стороне. Это сразу открывает людей, появляется доверие, и решения проходят быстрее, с меньшим сопротивлением.
Самая запомнившаяся история снова про команды. Последние несколько лет я активно применяю MBTI — как минимум в трёх компаниях. Понимание, кто передо мной, каждый раз помогало лучше выстраивать взаимодействие. Не было ни разу, чтобы мы с человеком друг друга не понимали. Мы можем не соглашаться, мне может быть не всегда комфортно, но его мотивы, поведение и логика мне понятны. И в этом заслуга MBTI.
Критический взгляд на MBTI. Он не покрывает 100% вопросов, и часто люди получают разные результаты в разное время. Я обычно делаю так: прошу человека сначала прочитать описание и оценить, насколько он себя узнаёт. Если узнаёт хотя бы на 80%, этой информации можно доверять. Для меня это важный критерий.
У меня есть опыт участия в тренингах — двухдневный тренинг по MBTI. Мне понравилось, хотя второй раз такой тренинг проходить не cтал бы. Я скорее за индивидуальное обучение. Даже в онлайн-формате можно добиться того же результата.
Как поддерживать знания методологии в актуальном и прикладном состоянии? Хороший пример: после тренинга по MBTI люди ещё неделю это обсуждают, ходят с рабочими тетрадками, запоминают свой профиль — и на этом всё. Логично: сложно держать в голове 16 типов. Чтобы это работало, важно хотя бы в ближайшем окружении понимать типы людей и шаг за шагом их распознавать. Постепенно у тебя будет сначала пять, потом десять «прочитанных» профилей. Если что-то забудешь — всегда можно открыть Google и посмотреть. Это как с английским: идёшь по улице и мысленно называешь предметы на английском, так постепенно и запоминаешь.
Будущие вопросы. Какие моменты в отношении MBTI и его применения у меня до сих пор остаются открытыми? На что хотелось бы получить более чёткие ответы? Я до сих пор не понимаю, что делать, если человек не узнаёт себя в описании или если он проходит тест несколько раз и получает разные результаты. Как правило, это пограничная буква — у многих одна шкала «плавает» то в одну, то в другую сторону. Плюс есть усложнения: тот же ENTJ бывает Turbulent и Assertive. Даже мне сложно до конца разобраться, в чём разница и почему так, тут нужно глубже погружаться в материал.
Идеальный формат обучения MBTI — индивидуально, с коучем, и с постоянным применением в жизни.
Кому бы я рекомендовал MBTI? Всем, кто работает с людьми и в культурах, где нужно договариваться. Наверное, в армии MBTI не нужен — там приказы. А вот там, где важно договариваться, MBTI очень полезен.