Я хочу предложить вашему вниманию описание ценностей, присущих группам типов, образующихся при пересечении шкал логика – этика и сенсорика – интуиция. В соответствии с нашими исследованиями и работами других коллег, у каждой из этих групп есть свои сильные стороны, а внутри каждой группы есть свое уникальное ценностное содержание труда.
Логики-сенсорики (ST) – практики. У них в ценностях порядок, устойчивость, логика процесса и ответственность. Это те люди, которые так или иначе с детства и до смертного одра будут везде добиваться порядка, последовательности действий, ясности намерений. Будут везде ратовать за ответственность: сказал – сделал. Соответственно, имеет смысл людям этих типов предлагать и соответствующие роли – управленцев или контролеров. Чтобы люди могли реализовывать свои ценности, иначе они станут критиками.
Интуиты-логики (NT) – исследователи или ученые. У этих людей в ценностях исследования и знания как таковые. Родившись, они начинают исследовать этот мир, и с детства они заняты исключительно этим. Они любят учиться, познавать новое, поэтому экспертная карьера как раз для них.
Интуиты-этики (NF) – гуманитарии. Для них характерны гуманизм, человечность и ценность идей как таковых. Они будут реализовывать эти ценности во всем, чем бы ни занимались. У меня есть пример про мальчика, который все время плакал. Родители привели его на консультацию, потому что боялись за его психику. Когда он сталкивался с негативом любого рода, он начинал рыдать. Они не понимали, что с ним происходит. На консультации я определила его тип (этик – интуит) и объяснила родителям, что такие дети, как их сын, – это тонко чувствующие натуры, для которых находиться рядом с чужой бедой очень тяжело, потому что они остро ее воспринимают и тонко чувствуют – СО-чувствуют. И поэтому они в своей жизни часто реализуют идеи гуманизма, человечности, чтобы беды стало меньше. Конечно, если в детстве эту способность чувствовать ребенку не заблокировали. Потому что, как вы понимаете, трудно жить с таким ребенком, который так остро реагирует на человеческие страдания. Проще ему запретить так реагировать. Тогда ребенок свои способности чувствовать «заморозит» (прим. редактора – и последствия подобной заморозки чувств будут крайне травматичны).
Сенсорики-этики (SF) – социалы. В их ценностях люди как таковые и удовлетворение потребностей конкретных людей. Они часто действуют для других, часто думают о удобстве других. При этом, в отличие от гуманитариев (NF), у которых на первом месте идеи, у социалов (SF) всё очень конкретно. У программного продукта должен быть прежде всего удобный интерфейс: чтобы люди, когда читали, пользовались или рассматривали какую-то картинку, им было хорошо видно. Чтобы, например, на тренинге участники не перегрузились информацией и ни у кого не упало настроение. Чтобы всем всегда было хорошо – это и есть клиентоориентированность. И если людям таких типов предоставить возможность, они будут естественно реализовывать свою клиентоориентированность в деятельности.