MBTI
Карьера с учетом ценностей и типа личности
Если вы хотите добиться максимального успеха в деятельности, лучше выбирать ту сферу и роль, в которой вы сможете реализовывать свои сильные стороны.
Карьера, которая подходит конкретному человеку, напрямую связана с типом его личности: если вы хотите добиться максимального успеха в деятельности, лучше выбирать ту сферу и роль, в которой вы сможете реализовывать свои сильные стороны.
Полную версию данной статьи читайте в журнале MyType "Карьера"
В процессе исследований нам (автор – Ирина Белецкая) удалось установить, что ценности, присущие типу личности, как и сильные стороны, дуальны, т.е. одновременно противоположны и дополняют друг друга, как день и ночь. Например, если у меня есть ценность «процесс», ценность «результат» у меня отсутствует. Если у меня ценность «бизнес-процессы», то у меня нет ценности «люди» и т.д. Тип личности – это уникальная комбинация сильных сторон и ценностей.

В приведенной таблице указаны ценности, соответствующие шкалам экстраверсия (Е) – интроверсия (I), сенсорика (S) – интуиция (N), логика (T) – этика (F), рациональность (J) – иррациональность (P).
Ценности «профессиональных клубов» (соционика)
Я хочу предложить вашему вниманию описание ценностей, присущих группам типов, образующихся при пересечении шкал логика – этика и сенсорика – интуиция. В соответствии с нашими исследованиями и работами других коллег, у каждой из этих групп есть свои сильные стороны, а внутри каждой группы есть свое уникальное ценностное содержание труда.

Логики-сенсорики (ST) – практики. У них в ценностях порядок, устойчивость, логика процесса и ответственность. Это те люди, которые так или иначе с детства и до смертного одра будут везде добиваться порядка, последовательности действий, ясности намерений. Будут везде ратовать за ответственность: сказал – сделал. Соответственно, имеет смысл людям этих типов предлагать и соответствующие роли – управленцев или контролеров. Чтобы люди могли реализовывать свои ценности, иначе они станут критиками.

Интуиты-логики (NT) – исследователи или ученые. У этих людей в ценностях исследования и знания как таковые. Родившись, они начинают исследовать этот мир, и с детства они заняты исключительно этим. Они любят учиться, познавать новое, поэтому экспертная карьера как раз для них.

Интуиты-этики (NF) – гуманитарии. Для них характерны гуманизм, человечность и ценность идей как таковых. Они будут реализовывать эти ценности во всем, чем бы ни занимались. У меня есть пример про мальчика, который все время плакал. Родители привели его на консультацию, потому что боялись за его психику. Когда он сталкивался с негативом любого рода, он начинал рыдать. Они не понимали, что с ним происходит. На консультации я определила его тип (этик – интуит) и объяснила родителям, что такие дети, как их сын, – это тонко чувствующие натуры, для которых находиться рядом с чужой бедой очень тяжело, потому что они остро ее воспринимают и тонко чувствуют – СО-чувствуют. И поэтому они в своей жизни часто реализуют идеи гуманизма, человечности, чтобы беды стало меньше. Конечно, если в детстве эту способность чувствовать ребенку не заблокировали. Потому что, как вы понимаете, трудно жить с таким ребенком, который так остро реагирует на человеческие страдания. Проще ему запретить так реагировать. Тогда ребенок свои способности чувствовать «заморозит» (прим. редактора и последствия подобной заморозки чувств будут крайне травматичны).

Сенсорики-этики (SF) – социалы. В их ценностях люди как таковые и удовлетворение потребностей конкретных людей. Они часто действуют для других, часто думают о удобстве других. При этом, в отличие от гуманитариев (NF), у которых на первом месте идеи, у социалов (SF) всё очень конкретно. У программного продукта должен быть прежде всего удобный интерфейс: чтобы люди, когда читали, пользовались или рассматривали какую-то картинку, им было хорошо видно. Чтобы, например, на тренинге участники не перегрузились информацией и ни у кого не упало настроение. Чтобы всем всегда было хорошо – это и есть клиентоориентированность. И если людям таких типов предоставить возможность, они будут естественно реализовывать свою клиентоориентированность в деятельности.
Сильные стороны и ценности
Часто бывает так, что наши ценности не подкреплены сильными сторонами нашего типа личности.

Например, у некоторых исследователей (NT, интуиты-логики) есть ценность «отношения», которая не подкреплена сильными сторонами, потому что нет в сильных сторонах этики и сенсорики, которыми, собственно, это можно реализовывать. Следуя за своей ценностью «отношения» и одновременно будучи исследователями, такие люди часто выбирают работу психолога. И начинают людей исследовать, не умея выстроить с ними настоящую близость и чувствование эмоционального состояния. Тогда они в конкретной помощи людям бывают не очень успешны. Из-за того, что они порой дистантны, холодны, не могут поддержать человека в беде, а лишь исследуют то, что с ним происходит, и всё ему объясняют.

То же самое управленцы (ST, сенсорики-логики). У некоторых из них в ценностях также есть «отношения», но поскольку люди этих типов по своим сильным сторонам более ориентированы на операционную эффективность, на порядок, устойчивость, то своими действиями могут ранить чувства людей и не замечать этого до тех пор, пока ситуация не выйдет из-под контроля и не перерастет в конфликт.

Или социалы (SF). Некоторые из них ориентированы на эффективность. Но они не совсем (и не всегда) понимают, что такое эффективность, потому что их сильные стороны направлены на другое. Они стремятся быть эффективными, но не всегда понимают, как это делать. Здесь им нужна поддержка ментора или коуча, они должны сами себя доразвить.

Гуманитарии ориентированы и на эффективность, и на ум. Но часто не понимают и не знают, как адекватно проявить свои лучшие качества. Они очень умны, часто начитанны, бывают полиглотами в силу своей интуитивности, но не всегда знают, как это проявить в общении. И часто демонстрация их интеллектуального багажа превращается в умничание, когда человек сверх необходимого демонстрирует какие-то знания, которые сейчас не востребованы. И тогда он выглядит глупо.
Сам факт, что у нас есть ценности, не всегда приводит нас к хорошей жизни, потому что они не всегда подкреплены нашими сильными сторонами.
Вспомним пример про женщину, которая хотела выйти замуж, но не имела навыка строить отношения. Она как раз была NT (логиком-интуитом), и это очень грустная история, т.к. женщина очень страдала. Но сейчас она растит навыки коммуникации, понимания другого человека, развивает умение оценивать человека не только по его свойствам, но и его эмоциональным мотивам.
И надежда есть, потому что человек – существо растущее, развивающееся, и факт осознания нехватки ресурсов и опыта может побудить нас к развитию.
Автор
Ирина Белецкая
www.newtraining.ru
Экзистенциальный психолог, карьерный коуч, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию. Ведущий проекта «Карьера с учетом типа вашей личности».
Член Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, член Ассоциации русскоязычных коучей, член Национальной Гильдии профессиональных консультантов.
Статья написана специально для журнала MyType. Выпуск''8 "Карьера". Благодарим автора!
Смотрите также:
Made on
Tilda