MBTI
Современная профориентация подростков
— выбор специальности или определение возможностей?
Мама девочки-выпускницы, которую я консультировала, сказала, что хочет, чтобы дочь сразу выбрала, чем будет заниматься, чтобы не получилось, как когда-то у нее самой: «Нашла свое дело только к 40 и столько времени потеряла... И там работала, и там. Вот если бы сразу...».

Но при этом мама девочки не учла, что к своей профессии она пришла в результате опыта, понимания и развития себя, что и стало дорогой к своему делу.
От профориентации обычно ждут чуда — вот, определим «свою» профессию или куда поступать, и будет нам счастье.
От подростка 16-17 лет ожидать или требовать определиться с профессией нельзя - его выбор будет основываться на жизненном опыте: его личном (пока небольшом) и его окружения, которое часто доминирует, генерирует нервозность и «шум», мешающий подростку понять - а что же мне действительно интересно? Это накладывает большой груз ответственности за «единственно правильный» выбор, к которому ребенок пока не готов.
В нашем быстро меняющемся мире выбрать «одну профессию на всю жизнь» получается далеко не у всех. Считается, что сегодня человек может поменять от 5 профессий в течение жизни. И не потому, что он не прошёл правильную профориентацию или безответственно подошел к выбору. Новые возможности, формирующие интересы и выбор, появляются постоянно, подростки развиваются вместе с трендами, и это естественный процесс, который нужно принять.
В нашем быстро меняющемся мире выбрать «одну профессию на всю жизнь» получается далеко не у всех. Считается, что сегодня человек может поменять от 5 профессий в течение жизни.
С моей точки зрения, основной задачей профориентации является определение горизонта развития человека, его потенциала и возможностей, которые в этом горизонте могут быть.

Это важно для того, чтобы человек был готов к изменениям, знал и использовал свои сильные стороны для реализации возможностей, приходящих с изменениями.

Именно поэтому использование MBTI® в профориентации является отличным инструментом, позволяющим определить ключевые направления и потенциал развития личности. Особенно в подростковом возрасте, когда дети ищут ответы на вопросы: «почему я такой?», «в чем мои таланты и моя уникальность»?

Осознание и использование этого даёт поистине удивительные результаты.
В одной из моих профориентационных групп был толковый ищущий парень 15-ти лет.

Он никак не мог определить свой тип, т.к. ему «подходило» все. С моей точки зрения, он ENTP, но он сказал, что у него есть «понемногу из каждого типа», поэтому он не будет себя никак определять, знать свой тип ему не важно, а важно узнать свои сильные стороны и способности вне его основного интереса — робототехники.

Он реально поглощал все, что происходило во время нашей программы, был самым активным и любопытным.

Через месяц его мама попросила у меня совета: что делать со школой, куда парень не хочет ходить, настаивать на учебе или дать возможности развития? Мы долго общались, и в результате она приняла решение в пользу развития и перевела сына на дистанционное обучение.

Сейчас ему 17 и он призер многочисленных конкурсов по робототехнике, спикер, которого приглашают с лекциями к его же сверстникам из школ, амбассадор известного фонда, поддерживающего молодые таланты, член жюри конкурса для учителей. И это очень сжатый список его «регалий».

Парень на все 100% воспользовался возможностями типологии для того, чтобы найти в себе внутренний ресурс развития. И, конечно, нужно отметить его мудрую маму, которая поддержала сына в этом стремлении.

Тест на тип личности
Научитесь применять типологию личности MBTI на практике!
Я считаю, что современная профориентация не должна стремиться к тому, чтобы сузить коридор возможностей одним выбором. Наоборот, она должна дать человеку уверенность в том, что любой его выбор будет правильным и удачным, если он будет использовать свои сильные стороны и свой потенциал.
Как же в этом случае выбрать пресловутое «куда поступать»?

Предлагаю простой, но действенный алгоритм, который позволит подростку провести самостоятельный анализ и сделать осознанный выбор.

Алгоритм, который позволит подростку провести самостоятельный анализ и сделать осознанный выбор профессии.
Шаг 1: определяем какие школьные предметы успешнее всего получится сдать на ЕГЭ.

Как правило, дети выбирают те предметы, которые нравятся, легко идут, «мои». Комбинации этих предметов дают довольно большой выбор специальностей.

Шаг 2: проверяем комбинации предметов и специальности, а также какая вариация дает возможность выбирать бОльшее количество специальностей.

Например, наиболее «проходной» вариант: 2 основных предмета + иностранный. С таким миксом можно смотреть на самый широкий спектр специальностей. А это уже отличная база для анализа или понимания хотя бы того, какое направление точно «не мое».

Шаг 3: определяем, какие специальности возможны при каких вариантах предметов, и выбираем наиболее интересные.

Таким образом, отметаются все неинтересные варианты и остаются наиболее привлекательные.

Шаг 4: определяем, в каких вузах есть выбранные наиболее интересные специальности, какой конкурс был в прошлом году, какие баллы были у тех, кто поступил и т.д.

В результате почти сформирован реальный список специальностей и учебных заведений для поступления.

Шаг 5: изучаем информацию об интересующих профессиях, отобранных учебных заведениях, плюсах-минусах и возможностях. Делаем табличку 1-2-3 приоритетов, особенностей, важных факторов.

Это может быть как индивидуальным упражнением, так и частью профориентационной программы, что позволит давать более конкретные рекомендации исходя из типа личности.
Для профориентационных тренингов с использованием MBTI хочу предложить простое, но увлекательное упражнение-знакомство. Оно позволит в необычной увлекательной форме познакомиться не только друг с другом, но и с самим собой, определить свою роль сейчас и подумать над тем, какая бы роль была интересна в будущем и как достичь этой цели.

«Кто есть что»
«Представим, что наша команда — это дом (офис, школа...), а мы в нём — предметы, выполняющие разные функции...»

Предложите участникам команд заполнить дом (офис, школу) «вещами». Каждый человек выбирает для себя то, чем он предпочел бы быть — стеной, окном, цветком, компьютером, принтером и т.д.

Участники заполняют пространство собой-предметами, характеризуя каждого участника группы в соответствии с выбранными им предметами (можно выбрать 1-5 предметов, предметы могут быть одинаковыми у разных участников команды).

Далее команды представляют свое общее пространство и роль каждого предмета-члена команды в нем, например: «Светлана — это окно, позволяющее нам видеть мир, защищающее нас от дождя и ветра, через него наше пространство наполняется светом».

Завершается упражнение рефлексией — почему выбраны именно эти предметы, полностью ли они удовлетворяют вас сейчас, какими бы предметами вы хотели бы быть или хотя бы попробовать быть?
И, в заключение, в профориентации важно принять то, что любой выбор будет правильным, если он сделан осознанно, и что успех в профессии и карьере — это не только профессиональные знания, но и компетенции, soft skills, а также умение эффективно использовать свой потенциал личности.
Автор
Алевтина Седоченко
квалифицированный специалист MBTI® Step I и Step II (сертификация OPP UK), координатор по вопросам образования Центрального Офиса Реформ при Министерстве Регионального Развития, член международной экспертной группы «Life Long Learning» и участник программы «Education Policy Reforms».

Автор курсов и программ для старшеклассников с использованием MBTI: профориентация «iStart — успешный старт» и «7 навыков высокоэффективных подростков».

Автор серии сборников упражнений для тренингов по MBTI и использованию MBTI (англ., рус.): «Упражнения по типологии», «Командообразование и взаимодействие», «Продажи и коммуникация», а также планировщика тренингов «Рабочий Блокнот Тренера»
Статья написана специально для журнала MyType. Благодарим автора!
Смотрите также:
Made on
Tilda