Ребёнок «на своей волне» или маленький инспектор в семье? Дети-иррационалы и рационалы | MyType -

Ребёнок «на своей волне» или маленький инспектор в семье? Дети-иррационалы и рационалы

Автор: Наталья Мягкова,

контент-редактор MyType и мама 10-летнего экстраверта

предыдущие статьи серии вы найдете здесь, здесь и здесь.

Распознать маленького иррационала просто.  Он терпеть не может складывать после игры игрушки – ведь они могут пригодиться в любой момент! Со стороны он часто выглядит непослушным – не откликается  по первому зову,  когда его  отрывают от его дел, отказывается выполнять указания и следовать правилам только потому, что они установлены взрослыми.

Становясь постарше, такие дети зачастую не делают вовремя уроки  без напоминания,  стараясь отложить их на самый  последний момент. Они не видят необходимости учить все предметы  одинаково  старательно, отдавая предпочтение тому, что нравится.

Как-то я была  свидетелем телефонного разговора моего 9-летнего сына-иррационала с приятелем-рационалом его  же возраста:

- Привет! Какие у тебя сегодня  оценки в школе? -  осведомился приятель.

- Привет! Давай о чем-нибудь другом, это неинтересно! - ответил сын (кстати, этот день у него был достаточно  неплохим в плане школьных оценок).

- Как  неинтересно?  Ведь это важно -  получать хорошие оценки!

- А  зачем их получать?

- Ну  чтобы быть умным!

- А зачем?..

На  этом моменте рационал стал в  тупик. То, что в его понимании было  изначально ясным и не нуждалось в пояснении, неожиданно подверглось сомнению.

Дети-иррационалы часто  выглядят  рассеянными,  несобранными и невнимательными,  что вовсе не говорит о том, что  они неспособны к сосредоточению. Эта  способность просыпается в  них в момент появления искреннего интереса к предмету  или занятию.

Если верить биографам А.С.  Пушкина, то до семи лет он был увальнем,  рохлей, рассеянным мальчиком, что вызывало сильное раздражение у его родителей.

Одна моя знакомая, сегодня успешный предприниматель, так вспоминала о себе в детстве:

«В школе я училась плохо. Я всё время  отвлекалась. Просто не слышала,  что  говорит учитель на уроке. И постоянно крутилась, не могла усидеть на месте. Мама даже думала, что у меня синдром дефицита  внимания! Но потом как-то собралась и институт закончила уже хорошо».

Безусловно, синдром дефицита внимания у детей – проблема, о которой всё чаще и чаще  говорят  психологи. Но впадать в панику никогда не стоит. В большинстве случаев «непослушный», «невоспитанный», «ленивый» ребёнок – это иррационал, богатый потенциал которого  еще предстоит раскрыть родителями и ему самому.

Другое дело – малыш-рационал. С ним  гораздо проще.  Он гораздо чаще вовремя ляжет спать, послушно съест кашу на завтрак и выпьет молоко  на  ночь, сложит  игрушки, сделает уроки. Среди таких  детей встречаются юные «руководители», которые  распределяют роли в детском коллективе, намного лучше иррационала  умеют организовать своё жизненное пространство, сочетать учёбу с увлечениями и отдыхом.

Такие детки – маленькие инспекторы в семье. Они строго спросят у куклы: «Почистила ли она  зубы?» Обидятся на маму, если она  изменила без предупреждения состав обещанного меню. Отчитают папу за опоздание домой с работы. Для родителей-иррационалов такой малыш может стать открытием и испытанием!

При этом такие детки хуже переносят стресс, сложнее адаптируются к новым условиям при переходе в другой класс, переезде с места на место. Их понятный, выстроенный  и уютный мир в таких случаях терпит изменения. И это ощущается ими достаточно болезненно, пока они не примут, что одним из правил в мире является  его изменчивость и не смирятся  с этим.

Как же быть  родителям?

Кем бы  вы ни были  -  рационалом или иррационалом, вам не избежать  «рационализации» своей жизни  с появлением ребёнка. Малышу  нужно вовремя ложиться спать, правильно питаться (для чего маме самой нужно придерживаться регулярного правильного питания), соблюдать режим  дня – дневной сон,  прогулки и пр. И какое-то время каждое мама и (в какой-то мере) папа «живут в мире ребёнка» - по простым  правилам.

Со временем у родителей появляется больше  свободы следовать и возможности «вернуться к себе», но остаются правила,  которых нужно  соблюдать  неукоснительно. Например:

  • если мама или папа  что-то пообещали ребёнку,  то обещание должно быть обязательно выполнено. Если вы не уверены, лучше не обещайте, иначе вы рискуете потерять  авторитет и доверие своего ребёнка;
  • запретов должно  быть минимум. Но если вы  что-то запретили или установили четкое условие, всегда придерживайтесь  оговоренных правил. Стоит вам  один раз уступить, и ваш ребёнок будет всегда пытаться вас «дожать»;
  • не воспитывайте ребёнка «от случая к случаю», линия воспитания должна быть по возможности постоянной;
  • никогда не устанавливайте правила, непонятные для ребёнка, особенно  если ребёнок-иррационал. Иррационала нельзя заставить, но с ним можно договориться,  объяснив ему,  почему  предложенный вами вариант предпочтительнее;
  • не «затюкивайте» ребенка, даже если он постоянно забывает вымыть рот после обеда,  разбрасывает вещи, неопрятен в одежде. Корректируйте его поведение мягко, но настойчиво,  чтобы не вызвать у  него чувство неуверенности в себе;
  •  не пытайтесь добиться от него отличных оценок и упорства в достижении целей, которых, по вашему мнению, ему необходимо  добиваться (черный пояс по каратэ, игра на музыкальном инструменте, вязание крючком,  знание  иностранных языков и пр.). Вы можете поддерживать и предлагать ребенку направление и курс, но «перегибание» палки чревато обратной реакцией в более взрослом возрасте.

Рационал  ваш отпрыск или иррационал, он сам  выберет  свой путь к  успеху, если дать ему свободу следовать своей природе.

 

 

 

Читайте человека как книгу - читайте MyType

<<< Оформить подписку и получить выпуск >>>