Как воспитать счастливчика? Логика и чувство в детях | MyType -

Как воспитать счастливчика? Логика и чувство в детях

Автор: Наталья Мягкова,

контент-редактор MyType и мама 10-летнего экстраверта

Сегодня  мы рассмотрим пару предпочтение T (логик) и F (чувствующий) в  контексте воспитания ребёнка. Эта  пара предпочтений отвечает за то, чем мы руководствуемся  в принятии решений.

Это свойство личности трудно распознать в  маленьком ребёнке. Все малыши любознательны, эмоциональны,  испытывают любовь и привязанность к своему близкому окружению, делают первые выводы об окружающем  мире, поражая взрослых удивительной логикой.

Ну, например, история, взятая на одном мамочкином форуме:

Тетя или дядя?

Однажды мы с сыном были в зоопарке и рассматривали там гориллу. Огромный самец отдыхал, лежа на спине и задрав лапы.

— Это горилла, — сказала я. – Как ты думаешь, это тетя или дядя?

— Дядя, — уверенно ответил он.

Я спросила его, почему он так думает, и сын ответил:

— Да потому, что он лежит.

Или вот:

Целомудренная жизнь

Как-то за ужином я рассказывал жене о статье, которую только что прочитал. В ней один актер сетовал на то, что ему пришлось несколько месяцев вести целомудренный образ жизни, так как съемки фильма проходили где-то в глуши. Наш десятилетний сын спросил, что значит «вести целомудренный образ жизни». Мы объяснили ему, как смогли. Подумав немного, он сказал: «Ну и что в этом трудного. Я уже десять лет веду целомудренный образ жизни!»

У всех  родителей есть в запасе немало историй о забавных  и вместе с тем мудрых высказываниях их детей, которые ясно свидетельствуют о том, что  в  логике им не откажешь.

А также все мы храним первые рисунки, поделки, подарочки, сделанные нашими драгоценными чадами  ко дню рождения родителей, на 8 Марта  мамам и бабушкам… И фотографии, на которых наши малыши целуют нас,  обнимают и… безгранично любят.

Поэтому в  первые годы жизни ребёнка работа  родителей с данными предпочтениями должна быть  связана с гармонизацией и балансировкой собственных соответствующих качеств.

И чувство, и логика важны в жизни взрослого человека, поэтому, занимаясь воспитанием ребёнка, нужно уделять важное внимание и первому,  и  второму.

Иначе дисбаланс  между логикой и «чувствованием» может привести к проблемам  в мировосприятии и  отношениях с другими людьми.

Правило первое - чувствующее: ребёнок должен постоянно ощущать безграничную любовь к себе.

Проблема целого поколения советских людей в том, что они выросли «недолюбленными». Наши мамы и бабушки, имея  два месяца декретного отпуска, спешили перевести детей на искусственное питание,  отдать в ясли. Видели  своих  драгоценных малышей только на выходных  и вечером  после рабочего дня.  И  даже представить себе не могли, сколько душевных травм и психологических стрессов  это причиняет их самым дорогим  на Земле существам.

Конечно же, сейчас другое время. Давно пересмотрены вопросы грудного вскармливания, введения прикорма,  увеличены декретные отпуска на предприятиях.  Но, тем не менее, говорить в оправдание своей занятости:  «Вот со мной никто не сидел!», «Вот со мной  так не нянчились» совершенно неуместно. С малышом  нужно проводить, по возможности, как можно  больше времени. 

У какого ребёнка  больше всего игрушек?

Практика показывает, что материальные возможности родителей здесь играют не первостепенную роль. Задарить своего малыша игрушками и развивающими играми в первую очередь стараются самые занятые родители. Тем самым  они компенсируют детям недостаток своего внимания.

 Очень показательным тут  является фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром. Помните, с  чем в  итоге остался медиамагнат -  отец  мальчика?

Правило второе - чувствующее: родители ребёнка должны не просто  жить между собой  в согласии и взаимопонимании,  но и не бояться проявлять  свои чувства.

Когда-то я была свидетелем комического эпизода. Молодые папа и мама привели маленького сына играть  в песочницу. Там  малыш увидел знакомую девочку,  очень обрадовался  и тут же  подошёл к  ней и поцеловал. Папа  малыша почему-то покраснел, забеспокоился  и тут  же громко заявил: «Мы его этому не учили!!!» Понятно, что все мамы зашлись  при этом  дружным хохотом.

Как учится ребёнок?  Да  очень просто – он  легко перенимает и атмосферу, и способы проявления чувств, которые приняты в его семье. Поэтому – внимание папам-логикам: вот еще один повод расстаться с мыслью,  что «главное – дело, а не слова  и знаки внимания!» Когда вы дарите любимой маме вашего ребёнка  цветы, помогаете на кухне, целуете и говорите, как вы  её любите,  вы воспитываете в вашем сыне будущего любящего  мужа, а в вашей дочке – представление о том, как должна себя  чувствовать любимая  женщина.

Правило третье - логическое: в воспитании ребёнка  все члены семьи должны придерживаться одной  линии.

«А кто у  нас  в  семье главнее – папа или мама?» Почему иногда  ребёнок задает  такой  вопрос? Дело в том, что то,  что запретил строго-настрого папа, мама может разрешить. Или наоборот. Помните, дядю Фёдора? «Мама запретит завести кота, но, может, папа заступится…»

Четко обговорите между собой, что и в каком количестве можно и нельзя ребёнку. Все ваши разногласия в  воспитании старайтесь  обсудить  между собой в отсутствие ребёнка  и прийти к одному  готовому решению.

Правило четвертое -  логическое:  будьте убедительны

Отказывая в  чем-то ребёнку,  всегда объясняйте ему – почему «нельзя». Нельзя  много сладкого – потому что будут болеть зубы. Нельзя проводить больше часа за компьютером,  потому  что… Нельзя обижать тех,  кто  слабее,  потому что…

Ограничений должно быть как можно меньше, но если они есть, то придерживаться их нужно без компромиссов и исключений.

Правило пятое – логически-чувствующее:  никогда не воспитывайте ребёнка  «под горячую руку». Если вы  не можете справиться  с гневом, лучше скажите: «Мы поговорим  с  тобой об этом позже», и обязательно  вернитесь к этой теме, успокоившись и подобрав  правильные слова.

Вашу критику  своего поведения ребёнок не должен ощущать как взрыв негативных эмоций с вашей стороны. Это всегда должен быть разговор, апеллирующий  к разуму.

Но и о своих чувствах тоже нельзя умалчивать. Обязательно  скажите ребёнку:  «Я  очень  расстроен или расстроена тем, что ты ударил соседского мальчика. Мне от этого очень  грустно».

И еще несколько советов  о  форме критики:

- Критикуйте не ребёнка, а его поступок.

- Задавайте вопросы, апеллирующие к разуму  и чувствам. «А как ты думаешь, ты  поступил хорошо? Почему?» «А как ты думаешь, что чувствовала бабушка, когда ты  разбил её любимую  чашку? А что ты чувствовал, когда сделал  это? Как мы  можем это  загладить?»

- Если вы хотите сделать замечание по поводу  рисунка или поделки, начните с  похвалы.  «Какой ты молодец, ты нарисовал дом! Но вот где у него окошки? Давай сделаем его еще лучше!»

- Никогда не приводите в пример других  детей, не старайтесь  воспитать  в ребёнке чувство  соревновательности, ощущения себя лучше или хуже других. Он должен понимать, что он ценен такой, какой он есть.

Ну и, конечно, наблюдайте. Взрослые логики склонны считать,  что  в споре рождается истина. А  взрослые этики – что происходит выяснение отношений. 2/3 логиков -  это  мужчины, 2/3 этиков – женщины. Мир детей во  многом похож  на мир взрослых. 

В  определенных ситуациях  маленького этика или логика можно  распознать. Вот одна  история, рассказанная одной моей подругой.

У ребёнка день  рождения. Он принёс в детский сад угощение,  получил подарки и поздравления.  И тут  маленькая Оля  грустно  сказала:

-  А вот бы и у меня сегодня  был  день рождения…

На что  один  из мальчиков резонно возразил:

- День рождения бывает только раз  в году! И  сегодня день Мирослава!

А Мирослав дружелюбно  вступился:

- Ну и что? А  пускай сегодня и у Оли  будет день рождения!

 

Читайте человека как книгу - читайте MyType

<<< Оформить подписку и получить выпуск >>>